Диагностика нарушений слуха


В настоящее время в диагностике слуха используются субъективные и объективные методы. Из названия прослеживается, что в субъективных методиках, главным действующим лицом является сам обследуемый, учитываются его персональные субъективные реакции на подаваемые звуковые сигналы.

Примером такой методики является хорошо всем известная тональная пороговая аудиометрия или просто аудиометрия, которая с успехом применяется уже много - много лет, и позволяет получить достаточно достоверные результаты. Проводится она следующим образом:

Пациенту надевают наушники и попеременно в уши подаются звуковые сигналы на разных частотах с различной интенсивностью. Обследование проводиться на специальном приборе, этот прибор называется аудиометр. В результате обследования определяются пороги слуха, значения которых, в виде точек, заносятся на специальные бланки. Соединяясь между собой, точки образуют кривые линии, так называемые кривые слуха, по расположению и соотношению которых можно судить о степени и форме снижения слуха для каждого уха, и как следствие, определить показания к слухопротезированию.

Оборудование, применяемое в нашей компании, позволяет также измерить индекс артикуляции — параметр, связанный с оценкой распознавания речи, что очень важно и учитывается в такой процедуре, как подбор слухового аппарата.

Простым и доступным субъективным методом являет исследование слуха речью. Простота метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании. Проверка слуха проводиться шепотной и разговорной речью. Нормой считается распознавание шепотной речи на расстоянии 6 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м указывает на значительное снижение слуха. Полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на тугоухость тяжелой степени.

Для проверки слуха иногда используют методику Неймана.

Нейман выделил 3 списка по 10 слов, в каждом списке по 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слов. Исследование проводится, как моноурально, так и бинаурально.

Исследуется шепотная и разговорная речь на расстоянии от 6 метров до ушной раковины. В протоколе для каждого услышанного слова отмечается значение в метрах. Данные обследования позволяют предположить степень потери слуха.

При исследовании слуха не говорящих или плохо говорящих, не вступающих в контакт пациентов, используют те же списки слов, а детям показывают соответствующую картинку.

У детей используются следующие субъективные методики для определения снижения слуха:

Условно-рефлекторная аудиометрия (метод Сузуки) проводится детям, начиная с пятого месяца жизни и регистрирует реакции ребенка в виде поворота головы, а также реакцию движения глаз в сторону подачи звукового сигнала.

Игровая аудиометрия используется у детей старше 1,5 лет. На звуковой сигнал вырабатывается двигательный рефлекс, и ребенок бросает в коробку различные предметы или надевает кольца на пирамиду. Дети старше 2,5 лет могут в ответ на звук нажимать кнопку. Детям старше 5 лет можно проводить тональную пороговую аудиометрию чистыми тонами.

Несмотря на доступность и простоту субъективных методов исследования слуха, в настоящее время, в оториноларингологии, сурдологии и аудиологии все большее практическое значение получают объективные методы диагностики патологии уха и слуха, среди которых выделяют:

Импедансометрия проводится для выявления патологии со стороны среднего уха и слуховой (евстахиевой) трубы. Для проведения этого обследования необходим импедансометр. Импедансометрия включает в себя тимпанометрию, акустическую рефлексометрию и исследование функции слуховой трубы.

Методика тимпанометрии основана на измерении акустического сопротивления при измерении давления воздуха в наружном слуховом проходе на частоте 226 Гц, при помощи миниатюрного насоса.

Данный метод позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и давление в полости среднего уха.

Акустическая рефлексометрия, как разновидность импедансометрии, регистрирует изменения сопротивления структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы, вызванном громкими звуками. Акустический рефлекс – это защитная реакция, направленная на защиту рецепторов улитки от повреждающего действия громких звуков. Акустический рефлекс не регистрируется при неподвижности стремени в овальном окне у пациентов с отосклерозом.

Регистрация вызванных электрических потенциалов головного мозга - это методика регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных отделах слухового анализатора (от слухового нерва до коры головного мозга) при воздействии звукового сигнала. Наиболее широкое применение в аудиологии имеют коротколатентные слуховые вызванные потенциалы (КСВП).

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) применяется при аудиологическом обследовании новорожденных, является наиболее точной методикой на сегодняшний день и представляет собой акустический ответ, в виде слабых звуковых колебаний, генерируемых улиткой, которые регистрируются в наружном слуховом проходе специальным высокочувствительным микрофоном. Если ОАЭ регистрируется, слух у ребенка не нарушен. Если ОАЭ не регистрируется, то это является показанием к дальнейшему обследованию ребенка у сурдолога.

ОАЭ подходит для скрининга, так как является очень точным методом и занимает мало времени.

Существует несколько разновидностей данной методики, но на практике наиболее часто используются две: задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЗВОАЭ) и отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения (ПИОАЭ).

Все эти современные объективные методы диагностики слуха проводятся в специализированных медицинских учреждениях, на специальном оборудовании, квалифицированными специалистами, что позволяет поставить более точный диагноз и правильно определить дальнейшую тактику ведения.